Среда
18.10.2017
08:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 54 "Рябинка"
Главная Регистрация Вход
Консультации »
Сведения об образовательной организации

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Артикуляционная гимнастика

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быстрая истощаемость.

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются логопедом каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарат ребенка, его возможностей. Мы с вами рассмотрим базовые артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков.

Цель : укреплять круговую мышцу рта , развивать умение удерживать губы в улыбке.Зубы сомкнуты , губы в улыбке. верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик»

«  Цель : укреплять круговую мышцу рта , развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.Зубы сомкнуты.губы округлены и чуть вытянуты вперед , как при звуке /о/.Верхние и нижние резцы видны.

«Бублик»

Цель : выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном , расслабленном состоянии.Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 10. Следить , чтобы губы не были напряжены , не растягивались в широкую улыбку , чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Лопаточка»

Цель: выработать подъем спинки языка вверх , умение удерживать кончик языка у нижних зубов.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается , затем выравнивается. Следить , чтобы кончик языка не отрывался от зубов , язык не сужался , губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Горка»

 Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка , умение удерживать язык в таком положении Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут .Боковые края и кончик языка подняты , средняя часть спинки языка опущена , прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет до 10. Следить , чтобы губы не натягивались на зубы , нижняя челюсть была неподвижна.

«Чашечка»

 Цель: укреплять мышцы языка , развивать подвижность языка , вырабатывать подъем широкой передней части языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу , делая движения языком сверху вниз , затем втянуть язык в рот , к центру неба. Следить , чтобы язык не сужался .при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам .

«Вкусное варенье»

Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать движение языка вверх , растягивать подъязычную уздечку .Рот открыт , губы в улыбке . Широким кончиком языка погладить небо , Двигая языком от зубов к горлу и обратно .

«Маляр»

Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать движение языка вверх , растягивать подъязычную уздечку .Рот открыт , губы в улыбке . Присосать широкий язык к небу , щелкнуть языком ,цокать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна .

«Лошадка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда идти к логопеду

 Сколько можно картавить?

Если речь ребенка к 4-5 годам не выправится, трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 — 5 лет — это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4-5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

Нужна помощь специалиста

-Если в 2-3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».

-Если к 3-4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур -» сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.

-Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через нос. А ведь наша речь предполагает выдох через рот.

 

Чем занимаются логопеды

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Как говорит ваш ребенок

Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • понимание речи;
  • оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
  • фонематические слух;
  • связная речь;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • состояние голоса;
  • темп речи.

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

«Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов (для каждого возраста оно разное).

«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения рядов звуков и их последовательности, способность производить звуко - буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

«Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

«Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить голос, используя персонажей сказки «Три медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку.

«Темп речи» Говорит ли ребенок слишком медленно или слишком быстро.

Готов ли ваш ребенок к школе? (речевая готовность)

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса являются мышление и речь. Наша речь — процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению ребенка в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи вам, родителям, очень важно знать даже самые незначительные трудности
в речевом развитии вашего ребенка. В первую очередь, обратить внимание на: правильное произношение всех звуков; умение различать звуки речи на слух; владение элементарными навыками звукового анализа; словарный запас; связную речь.
Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А. Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.

«Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом (сом)».

«Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме. — Там ползет зеленый лук (жук)с длинными ушами (усами)».

«Врач напомнил дяде Мите: — Не забудьте об одном: —обязательно примите, десять цапель (капель) перед сном».

«Жучка будку (булку)не доела: неохота, надоело».

«На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву».

«Забодал меня котел (козел), на него я очень зол».

Чтение веселых стихов может служить переходным «мостиком» к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это явление— одна из предпосылок овладения грамотой.

Запись любого слова предполагает умение определить звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различать звуки, при письме возникают неизбежные трудности.
При не различении звуков (например, 3-Ж-Ш) можно предложить ребенку изобразить жужжание жука, писк комара, шуршание листвы; подобрать картинки, придумать слова
на трудный звук, выделять его на фоне слова, других звуков. Определение места звука в слове (в начале, середине или в конце). Вам, родителям, полезно знать, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к 4 годам (сад, сады, саду…), а системой словообразования — к 7 годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник…). Сроки условны.

Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: назови один (глаз, лоб, ухо…); назови много (глаз, лоб, ухо…); закончи словосочетание три помидора, пять… одна конфета, шесть… три медведя, пять… одно зеркало, семь…

Для проверки системы словообразования предложите следующие задания: подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая… Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью… Воду наливают, а соль…; назови детенышей: у медведицы, у коровы, у слонихи, у кошки, у собаки; образуй прилагательное: кораблик из бумаги — (бумажный), шуба из меха — …, у лисы хвост лисий, а у зайца хвост…, у медведя — …, у волка…

С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить вашего ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказа по серии картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнения в рассказывании используется пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научится говорить». Необходимо обратиться к логопеду. Обращение к вашему личному или чужому опыту («Я тоже в детстве так говорил», «А у моей подруги сын не говорил р, а потом взял и научился сам, или бабушка научила») может нанести вред речевому развитию вашего ребенка. Индивидуальные или подгрупповые занятия логопеда направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или на закрепление их правильного произношения, развитие грамматического строя речи.

 

Готовим ребенка к школе

Старший дошкольный возраст (шестой – седьмой годы жизни), по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – этап поступления в школу. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться: старший дошкольник уже может и хочет заниматься.

Несколько советов как заниматься с ребенком дома.

Дорогие взрослые, помните, что задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

— Главное при работе – не сумма освоенных ребенком знаний, а развитие у него желания учиться.

— Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а не заниматься – потому, что его заставляют. Ваша задача – превратить ваши требования в желания ребенка.

— Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.

— Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 20 – 25 минут.

— В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те задания, с которыми ребенок уже справился на занятии в детском саду.

— Не забывайте повторять задания из предыдущего материала, если их выполнение вызывает у ребенка трудности.

— В ходе выполнения заданий спросите, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните неправильно понятые или незнакомые слова.

— Оказывая помощь ребенку при работе, не выполняйте задание за него: лучше задайте наводящий вопрос, предложите 2-3 варианта ответов.

— Если ребенок не справляется с заданием – не страшно: отложите выполнение задания на некоторое время. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши советы.

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Полезные ссылки