Вторник
19.09.2017
19:54
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 54 "Рябинка"
Главная Регистрация Вход
Консультации »
Сведения об образовательной организации

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 80

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

10 советов для игр с ребенком

1. Безопасная игра. При выборе игрушек надо думать о развитии органов чувств ребенка и тщательно проверять, нет ли у предметов острых кромок или мелких деталей, которыми малыш может пораниться или поперхнуться.

2. Безопасная среда. Чтобы радость от игр ничем не омрачалась, надо заранее позаботиться о создании безопасной для ребенка среды, изучив комнату глазами малыша и приспособив среду к ребенку, а не ребенка к среде. Переставим вазу с верхней полки, посмотрим, не завалялось ли что-то на полу, уберем безделушки из доступных мест, наглухо перекроем доступ к проводам и разъемам.
3. Хвалите малыша за каждое достижение. Похвала вырабатывает у ребенка положительную самооценку, учит радоваться своим успехам! И никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, чтобы не выработались комплексы. Ведь каждый ребенок особенный и развивается в своем индивидуальном ритме!
4. Помогите малышу полюбить свое тело. К такого рода играм относятся все телесные контакты, например, поглаживание ручек и ножек, поцелуи, нежный массаж, разнообразные прикосновения и воздушные ванны. Они помогают ребенку закаляться и развиваться, изучать и осваивать движения тела.
5. Предлагайте ребенку соответствующие его возрасту игрушки и игры. Один из золотых законов игры — чтобы способствовать развитию малыша и побуждать его стараться, игрушки и игры по мере усвоения надо постоянно усложнять.
6. Развивайте самостоятельность. Играя с ребенком, старайтесь сбалансировать время, когда он играет с вами и сам с собой. Первое вырабатывает навыки общения, второе учит малыша самостоятельности.
7. Называйте вещи своими именами. Совершайте экскурсии по дому, рассказывайте, что вы видите — так малыш очень много узнает об окружающем его мире, о своем месте в нем, усвоит простейшие действия и их названия. Так закладываются основы для развития речи!
8. Мяч. Включите в повседневные игры качание малыша на большом мяче вперед-назад, вправо-влево. Так развивается равновесие, к тому же малыш учится не бояться высоты и доверять маме или папе.
9. Игрушки разных форм. Кубики, мячи, машины, погремушки, книги — основа игр первых лет жизни. Но не надо предлагать малышу слишком много игрушек — он не сможет сконцентрироваться и растеряется. Лучшие игрушки те, что отражают реальную жизнь и окружающий мир.
10. Делитесь эмоциями. Если грустно — плачьте! Если весело, радуйтесь и улыбайтесь. Но любые эмоции сопровождайте словами — это научит малыша распознавать различные чувства и позднее называть своими именами.

 

Воспитание детей раннего возраста

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), следует искать в раннем детстве.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство  проходит в семье, что способствует их нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности двухлетнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей, являются прямым следствием такого подхода родителей.

В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком группы кратковременного пребывания, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе специальной заботы профессиональных воспитателей.

Основные задачи воспитания и образования детей раннего возраста предполагают:

- обеспечение эмоционального комфорта ребенка, преодоление симбиотической связи его с матерью и способствование развитию самостоятельности и независимости;

- привлечение внимания детей к сверстникам, обучение их ориентировке на действия партнеров, налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми;

- способствование развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление);

- обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

 

Развитие речи у детей раннего возраста

Ребенок 2–3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Так, ребенок повторяет происходящие у него на глазах движения или действия взрослого, пытается воспроизвести услышанную из его уст речь. При многократном повторении движения и слова постепенно закрепляются в сознании ребенка и превращаются в навыки – теперь это его собственные действия, жесты, речь.

Механизм подражания объясняет многие особенности развития личности ребенка, формирования его характера. Ведь часто случается, что, несмотря на объяснения и увещевания близких, ребенок ведет себя «с точностью до наоборот»: его действия и поступки не соответствуют желаниям близких, стилю воспитания. Однако нередко это можно объяснить именно неосознанным механизмом подражания: копирование поведения значимого для ребенка взрослого на подсознательном уровне оказывается значительно сильнее воспитательных бесед, обращенных к сознанию.

Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что переходить улицу можно только на зеленый свет светофора, а сам, тем не менее, перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребенка, или вместе с ним), ребенок будет делать то же самое. Или если взрослый часто и проникновенно беседует с ребенком о вреде курения, но сам при этом курит, с большой долей вероятности можно предположить, что ребенок тоже станет курильщиком, возможно, даже в юном возрасте. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения детей и черты характера, которые они копируют у родителей.

Эти примеры характерны для старших детей, а мы вернемся к детям раннего возраста и проблеме развития речи. Учитывая механизм подражания, очень важно обеспечить ребенку правильную речевую среду: если маленький ребенок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим нарушения речи, то эти нарушения могут закрепиться в речи ребенка, даже несмотря на то, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи.

Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх.  Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания:

Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями.

Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных движений. Обычно проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно отнести игры на детской площадке – обучение детей умению качаться на разных видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития двигательной сферы детей.

Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, действия – игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, сачок) и др.

Помимо задач развития и обучения ребенка, игры для развития общего подражания несут в себе эмоционально положительный заряд, дают возможность подвигаться, доставляют детям удовольствие и радость.

Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом

На начальном этапе логопедической работы следует побуждать ребенка использовать в ходе делового общения не только слова и фразы, но и звуки, жесты, движения и действия, то есть любые доступные ему средства общения.

Приведем пример. Ребенок берет взрослого за руку и подводит к полке с игрушками, предлагая таким образом поиграть с определенной игрушкой. Взрослый просит: «С кем хочешь поиграть? Покажи!», предлагая ребенку использовать указательный жест. Если игрушки нет в поле зрения, взрослый просит объяснить, какую игрушку имеет в виду ребенок: «Какую игрушку найти? Скажи!», предлагая ребенку воспроизвести характерный для игрушки звук (например, «А-а-а!» – пение для укачивания куклы, «З-з-з!» – звук телефона и т. п.), либо назвав ее аморфным словом («ава» – собака, «киса» – кошка, «ко-ко» – курица и т. п.). Можно использовать движения и действия. Например, ребенок может показать, что игрушка в шкафу, изображая действие открывания дверцы шкафа.

Однако не следует увлекаться обучением ребенка использованию жестов, звуков и аморфных слов, движений и действий как заменителей полноценного речевого общения.

Наводящие вопросы

Приведем пример. Взрослый берет бумагу, карандаши и предлагает малышу нарисовать море. «Вот волна. Теперь ты нарисуй волну. У тебя волна будет большая или маленькая? А кто в море живет? Рыбки. Давай рыбку нарисуем. Какого цвета будет рыбка? Она большая или маленькая? Где будем рыбку рисовать? Здесь. Покажи, где дно моря? Тут, внизу. Давай нарисуем на дне камушки. Какие камушки? Правильно, круглые, маленькие». И т. д.

Все описанные виды помощи используются гибко, в зависимости от конкретной ситуации.

Развивать деловое и речевое общение ребенка с взрослым можно в разных ситуациях:

Бытовые ситуации, связанные с режимом дня

Приведем пример. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама догадывается, что ребенок предлагает пойти на снежную горку, но не спешит это показать. Она предлагает ребенку озвучить свое желание: «Куда пойдем?» и ждет ответа от ребенка. Если ребенок затрудняется с ответом, то предлагает ему выбор из вариантов: «Пойдем в магазин? Или пойдем на горку? Пойдем в парк?». Если ребенок отвечает кивком головы, можно сделать вид, что не поняли ответ: «Куда пойдем? Скажи!».

Продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация

         Приведем пример. Взрослый кладет на стол резиновую птичку, лист картона и пластилин, предлагает ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости… Кто пришел? Правильно, курица. Говорит курочка: “ко-ко-ко!” – Давай покормим курочку». Взрослый показывает, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина и класть их на картон – это крошки. Все действия комментируются: «Это у нас хлеб. На, курочка, хлеб! Не ест… Как ты думаешь, почему? Правильно, хлеб большой, курочка подавится. Давай дадим курочке крошки – вот так. Какие крошки? Правильно, маленькие. Сколько крошек? Да, много крошек!». И т. д.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;

- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

-звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды:

- постоянный разговор с ребенком;

- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

- определенные требования к речи окружающих взрослых;

- постепенное усложнение речевого общения;

Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание

– Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

- правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

- четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

- простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;

- повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

- богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы.

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др.

Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи.

Игры со стихотворными текстами

Мишка косолапый

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет.

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Подвижные игры

Угадай, кто я такой!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений.

Ход игры: Педагог изображает характерные движения и предлагает детям угадать, какое животное он изображает, а затем повторить те же движения.

– Сейчас я буду изображать животное. Угадайте, кто я такой! Конечно, я – косолапый медведь! Давайте походим вперевалочку, как мишка, – вот так!

Педагог вместе с детьми ходит вперевалку, расставив руки в стороны. Подобным образом изображаются движения следующих животных и птиц:

Лиса – плавная неторопливая ходьба, поочередно выставляем вперед руки-«лапы».

Заяц – приставляем к груди согнутые в локтях руки-«лапки», прыгаем на обеих ногах.

Птичка – бег по комнате с одновременными взмахами прямыми руками-«крыльями».

Лягушка – приседаем, прыжки вперед, выпрямляя и снова сгибая в коленях ноги.

Лошадка – бег с поочередным выбрасыванием правой/левой ноги вперед.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Полезные ссылки